Подсадная утка и ее голос (Авторы: С. Фокин, И. Костин)

28.09.2009 21:46

С. Фокин, И. Костин

Подсадная утка и ее голос

 

Весенняя охота на селезней с подсадной - исконно русская охота, еще 20-30 лет назад она была одной из самых популярных и любимых нашими охотниками. Каждый егерь и большинство деревенских охотников держали и специально готовили к весенней охоте подсадных. Молодых уток отбирали по рабочим качествам, особенностям голоса и поведению. Лучших оставляли "на племя". Манера работы и голосовые данные уток передаются из поколения в поколение. Охотники сумели вывести подсадных с превосходными рабочими, акустическими и экстерьерными качествами. Еще несколько десятилетий назад говорили о тульской, воронежской, семеновской, саратовской, горьковской породах подсадных уток, обладающих своеобразной манерой работы и отличными голосами. Несколько позже приобретение охотниками уток разных пород, их гибридизация, а также создание в охотхозяйствах небольших утиных ферм привели к постепенному исчезновению "чистых" пород. Однако отбор лучших подсадных продолжался, и получить для весенней охоты хорошую подсадную еще не было проблемой.

Но вот с середины шестидесятых годов в спортивных охотничьих хозяйствах наметилась тенденция к ограничению и даже полному запрету весенней охоты. Прежде всего этот запрет был наложен на охоту с подсадной. Одни охотники, в основном горожане, переключились на охоту на тяге вальдшнепов, большинство же вынуждены были отказаться от весенней охоты вообще. Года два-три подсадных уток продолжали держать в надежде, что "правда восторжествует": закрытие весенней охоты - явление временное. Но запреты ужесточаются, а число мест, куда можно выехать на охоту с подсадной, уменьшается.

Что же происходит с подсадными утками? Многие егеря и сельские охотники ликвидировали своих подопечных. Прошло десять-пятнадцать лет - и весь многолетний труд наших отцов и дедов по разведению подсадных был перечеркнут. По всей стране исчезают (или уже исчезли) знаменитые линии подсадных, слава которых переходила из уст в уста, из поколения в поколение.

Наша страна имеет богатейшие запасы водоплавающей дичи. Кратковременная, строго регламентированная и избирательная весенняя охота на селезней нисколько не повредит ресурсам водоплавающих.

Но где взять хороших подсадных уток? Уже сейчас этот вопрос остро стоит даже в тех немногих районах, где охота с подсадной еще разрешена. Это проблема и для высокоорганизованных хозяйств, пропускная способность которых подчас лимитируется количеством подсадных. Развести уток - не проблема. Главное, чтобы это были "рабочие" птицы с хорошими голосами. Известно, что красота весенней охоты на селезней во многом определяется работой подсадной. Утка, имеющая плохой, слабый голос да к тому же не охотно его подающая, доставит охотнику одно разочарование. Зато подсадная с хорошим, чистым, доносчивым голосом, азартно работающая по селезням, оставит неизгладимые воспоминания в душе каждого настоящего охотника.

Наши специальные исследования были посвящены изучению особенностей голоса подсадной утки. Бурное развитие биоакустики, изучающей голоса животных, одновременно с появлением а арсенале ученых портативных магнитофонов и высокоточных звукоанализирующих приборов позволило детально изучить звуковое общение птиц, особенности развития их голоса в онтогенезе.

В Центральной научно-исследовательской лаборатории охотничьего хозяйства и заповедников Главохоты РСФСР идет изучение акустических и рабочих характеристик подсадных кряковых уток для разработки специальных критериев их отбора. Предпосылкой служит тот факт, что голосовые данные уток наследственно обусловлены. Известно, что селезни дикой кряквы реагируют на голоса не всех подсадных. Некоторые даже хорошо работающие утки остаются без внимания, в то время как к другим, как магнитом, тянет селезней. Конечно, большую роль играет и манера работы, однако первостепенное значение имеет голос подсадной. Экстерьер утки практически не важен - лишь бы в оперении не было светлых участков. Поэтому в основе селекционного отбора подсадных и выбора уток для предстоящей весенней охоты должны лежать особенности голоса и манера его подачи. При этом можно определять подсадных по голосу с помощью спектроанализатора и на слух. Но за неимением приборов пока можно делать это и на слух. Сопоставление спектрограмм с естественным звучанием голоса подсадных позволило нам дать некоторые рекомендации в этом плане.

Подсадные утки содержались в опытном дичепитомнике ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Записи их голосов, а также голосов подсадных, содержащихся у охотников, проводили в условиях весенней охоты и вне охотничьчего сезона. Для записи использовали магнитофоны "Электроника-321" и "Романтик-304" с микрофонами МД-200 и МД-64А. Спектрально-временной анализ записанных голосов проводили в Лаборатории биоакустики ИЭМЭЖ и на кафедре зоологии позвоночных животных биологического факультета МГУ. В результате были получены спектрограммы и сонограммы звуковых сигналов, отражающие изменение частотных характеристик звука во времени.

Был проведен полный учет на зорях пролетевших над подсадными селезней, с подробной анкетной характеристикой обоюдных реакций подсадной и каждого селезня. Уток оценивали по пятибальной системе. Записи голосов всех подсадных, экспериментально транслировали с помощью магнитофонов пролетающим диким селезням в природе. При этом уток и чучел на воду не высаживали. Запись воспроизводили из 1,5-ваттного динамика, установленного на островке или невысоко на дереве на удлинительном шнуре в 15-20 м от шалаша, из которого вели наблюдения и проигрывали записи голосов подсадных уток. Этот способ позволял более точно оценить привлекающую эффективность голосов уток, поскольку визуального стимула (самой утки) не было. Оказалось, что отсутствие самки практически не влияло на интенсивность реакции приближения селезня к источнику звука. Селезень, как правило, заслышав понравившийся ему голос, быстро садился на воду и начинал плавать вокруг динамика, учащенно "жвякая" и отыскивая невидимую подругу. Таким образом, различными способами была оценена работа 28 подсадных уток, а их голоса были подвергнуты частотно-временному анализу. Результаты исследований показали, что подсадная утка, как и дикая кряква, издает в течение года 9 различных звуковых сигналов. При этом для охотника наибольшее значение имеют два сигнала: призывный, называемый охотниками "квачкой", и приветственный - "в осадку". "Квачка" - это издаваемое сериями, неторопливое ритмичное кряканье. На наш взгляд, данный сигнал выполняет роль призыва селезня на дальнем расстоянии. При появлении селезня в поле зрения утка издает сигнал "в осадку", представляющий собой серию быстро следующих кряканий с ударением на первом или втором слоге. При этом, как показал временной анализ, длительность отдельных кряканий от начала к концу "осадки" плавно сокращается, а интервалы между ними увеличиваются. Этот сигнал указывает селезням на точное местонахождение утки и выражает ее призыв к спариванию.

Характер голоса подсадной можно определить по "квачке", "Осадка" же важна для оценки азартности работы и привлекающей эффективности ("осадистости") голоса подсадной. При этом желательно, чтобы подсадная кричала "в осадку", только увидев или услышав селезня, то есть работала бы "по делу".

В многочисленной охотничьей литературе специалисты-охотники сходятся во мнении о требованиях к голосу подсадной. Я. С. Русанов (1975) считает, что лучше всего дикие селезни идут к уткам, обладающим громким, средним по высоте голосом, приятного тембра, с легкой хрипловатостью. Значительно меньше ценятся селезнями голоса высокие. Утки с тонкими визгливыми голосами, срывающимися на сипение, или с очень низкими и хриплыми голосами остаются без внимания. Хороший голос подсадной должен быть выразительным (Дудзинский, 1979); чистым, хорошо доносчивым (Герман, 1971); приятным, густым (Рябов, 1980); громким, среднего тона (Савинский, 1978); звучным (Дебрин, 1970). Какой богатый набор характеристик, данный разными авторами!

Мы провели спектрально-временной анализ голосов "квачек" 38 экспериментальных подсадных и условно разделили их на шесть групп. Различия между группами прослеживаются как по спектрограммам голосов, так и на слух при внимательном прослушивании. Наиболее характерные спектрограммы отдельных кряканий для каждой из шести групп приведены на рисунке.

Первые три группы подсадных обладают наиболее привлекательными для селезней голосами. Условно называем их подсадными с чистыми (I группа), звонкими (II группа) и с хрипотцой в меру (III группа) голосами.

Голоса I группы наиболее привлекательны для селезней. Их богатая характеристика и была дана различными авторами. Такие громкие, чистые, приятного тембра голоса характеризуются прежде всего наличием на спектрограммах четко выраженных нижних частотных составляющих, которых может быть 4-6 (рис. А). Верхние частотные составляющие не выражены, а общие спектральные границы сигналов не превышают 2,9 кГц. Поэтому звонкость в голосе отсутствует. Наличие четко выраженных частотных составляющих обусловливает приятный звучный тембр и "дальнобойность" таких сигналов, далеко слышимых даже в ветреную погоду.

II группа подсадных с сильными, звонкими голосами также привлекала селезней. Их голоса имели более широкие спектральные границы. При этом диапазон частот составлял в некоторых случаях 0,2-9,0 кГц! Верхние (1-3) частотные составляющие придавали голосу звонкость. В то же время голос не был визгливым, так как имелся большой набор нижних (2-6) составляющих (рис. Б).

Записи подсадных III группы с голосами средней тональности, с небольшой хрипотцой были также достаточно эффективны для селезней, особенно на небольшом расстоянии. Такой голос присущ и дикой крякве. Эти голоса характеризовались богатым набором четко выраженных нижних частотных составляющих (2-6), причем у некоторых особей имелись и 1-2 верхних составляющих. Однако в отличие от голосов первых двух групп у этих подсадных была сильно выражена самая нижняя (0,2-0,4 кГц составляющая, которая придала приятную хрипоту голосу (рис. В).

Следующие три группы подсадных мы условно назвали подсадными с высокими (IV группа), хриплыми (V группа) и неприятными (VI группа) голосами. Они не были привлекательны для селезней.

Подсадные с высоким, визгливым голосом (IV группа) встречаются, очевидно, достаточно редко. Для их голоса характерно повышение верхней частотной границы до 4,6 кГц, наличие двух верхних составляющих и тенденция к сокращению нижних. К тому же нижняя спектральная граница не бывает ниже 0,3 кГц. Имеются особенности и в частотной модуляции сигнала (рис. Г). Хотя такие голоса слышны достаточно далеко, они не пользуются успехом у селезней. В то же время мы часто отмечали подсадку чирковых селезней на звуки этих подсадных.

Хриплые голоса у подсадных V группы характеризуются полным отсутствием верхних и наличием сливающихся друг с другом, плохо выраженных нижних составляющих (1-3) (рис. Д). Это и обусловливает сильную хрипоту в голосе. Как правило, такие "квачки" звучат негромко, и если и действуют на селезней, то только на близком расстоянии. Пролетая чуть в стороне, селезни, очевидно, плохо слышат звуки. Особенно это заметно в ветреную погоду, когда шум ветра и хриплый голос утки перекрываются по частоте. Наименее ценятся селезнями неприятные на слух, глухие со срывом голоса подсадных. Такие голоса имеют обычно широкий спектр частот, а на спектрограммах практически нет ясно выраженных частотных составляющих. Так что сигнал принимает, выражаясь языком биоакустики, шумовой характер звучания (рис. Е). Подобные звуки все же встречаются у подсадных довольно часто, и такие утки подлежат выбраковке. Очевидно, это побочный эффект доместикации подсадных, так как в природе утки с такими голосами нам не встречались.

Следует обратить внимание на то, что у всех групп основная полоса частот голоса примерно одна и та же. Это видовой признак кряквы. Разнообразие оттенков голоса определяется частотными составляющими сигнала: их количеством, диапазоном, степенью выраженности. Наиболее универсальными характеристиками обладали голоса подсадных I группы. Они сильнее привлекали селезней. Звонкие голоса (II группа) были более эффективны в лесных биотопах нежели голоса среднего тона с небольшой хрипотцой (III группа), которые оказались более привлекательными для селезней в пойменных луговых биотопах. Шум, создаваемый ветром в кронах деревьев, слегка блокировал более низкие хриплые голоса. Поэтому по частотным параметрам в первую очередь следует отбирать подсадных I группы и затем в зависимости от типов угодий, где предстоит охота, II или III группу. Подсадных IV, V и VI групп на охоте использовать не стоит, а тем более оставлять для размножения.

Определенную роль играет и длительность "квачек". Диапазон длительности отдельных кряканий различен не только у разных особей, но и у одной и той же утки. Однако встречаются особи, издающие только короткие кряканья. Таких уток использовать не рекомендуется. У хороших подсадных "квачки" должны быть составлены из кряканий длительностью не менее 200 мс. У лучших подсадных в наших экспериментах длительность каждого слова "ква-а" доходила до 330-360 мс. Такие длительные звуки имеют большую "дальнобойность", нежели короткие, и распространяются дальше.

"Осадка" у подсадных бывает короткой, средней и длинной. Некоторые подсадные вообще не работают "в осадку". Их надо выбраковывать. Нам удалось записать этот звуковой сигнал у 18 уток. Количество кряканий в "осадке" у одной и той же птицы довольно постоянно, хотя у некоторых колебания более значительны.

У лучших подсадных "осадка" бывает короткой, (3-7 кряканий), причем, как правило, они работают только "по делу", то есть при виде летящего селезня или в ответ на его "жвяканье" и свист крыльев.

"Осадка" средней длительности (8-20 кряканий) также достаточно эффективна, особенно когда утка делает сильное ударение на первом или втором слоге. Такие подсадные хорошо проявили себя и на охоте. Длинная растянутая "осадка" (21-50 кряканий) часто бывает без акцента на каком-либо начальном слоге. Ее часто издают утки, работающие почти без умолку, перемежающие "квачку" с "осадкой" даже при отсутствии селезня. Мало того что они держат в постоянном напряжении охотника, как правило, они обычно не нравятся и селезням. Очевидно, это своеобразный гипертрофированный эффект отбора голосистых подсадных. Таким образом, прослушивая "осадку" подсадных, надо выбирать утку с более короткой осадкой. Но еще большее значение имеет сила акцента (ударения) на одном из начальных слогов, что оказывает сильное эмоциональное воздействие на селезня, заставляя его спуститься на воду.

Рабочие качества подсадных и характер их голоса, в особенности "квачки", к сожалению, не всегда совпадают. Утка может иметь прекрасный чистый голос, но предпочитает отмалчиваться. А некоторые активные подсадные имеют плохие голоса, сводящие на нет хорошую работу. Поэтому при отборе подсадных важно, чтобы хорошие голосовые данные сочетались и с хорошей азартной работой утки. Нельзя также забывать, что активность подсадных зависит от правильного содержания, полноценного кормления, а также специальной дрессировки и "вызаривания" утки. Разумеется, следует сразу же выбраковывать уток, имеющих неестественную окраску оперения.

Комплексный подход к отбору подсадных уток, включающий предложенную нами систему разделения их по голосам (пусть на первом этапе на слух, в дальнейшем - с помощью спектроанализаторов), рабочим качествам и особенностям подачи голоса, должен лечь в основу их селекции при разведении на специальных фермах.

 

С. Фокин, И. Костин, научные сотрудники ЦНИЛ охотхозяйства и заповедников Главохоты РСФСР

"Охота и охотничье хозяйство № 05 - 1985 г."

Rambler's Top100 ©2008-2017 Чучалка.ру            Технология «Сайт-Менеджер»